Почему-то о джедаях принято упоминать исключительно в связи со "Звездными войнами" и это, надо сказать, несправедливо. Чувствуете возмущение силы? Пришла пора восстановить равновесие во Вселенной и воздать должное ДЗИДАЙ-ГЭКИ - фильмам о настоящих джедаях.
В связи с тем, что это мой любимый жанр японского кинематографа, признаюсь, что пост получился сумбурным, длинным и корявым. Но вы бы сами попробовали писать стоя, в легком поклоне. Осс!
Давным-давно, в далекой, далекой галактике, задолго до появления, и Джорджа Лукаса, и кинематографа, на затерянных посреди морей и океанов островах, называемых Японией, жили самые, что ни на есть, всамделишные джедаи.
И хотя местные аборигены зачем-то называли наших джедаев самураями, мы, поколение выросшее на «Звездных войнах», не будем им сильно доверять. Да и стали бы вы доверять людям, которые вместо «здрасьте, я ваша тетя», говорят «коничива, я ваша обасан»?
Легендарный джедай оставивший заметный след в японском кинематографе и навсегда вписавший свое имя в историю дзидай-гэки. Один из наиболее признанных мастеров жанра.
Великолепный актер, к сожалению рано ушедший из жизни, но успевший внести очень серьезный вклад в развитие дзидай-гэки.
Говоря о развитии дзидай-гэки, необходимо упомянуть о том, что его зарождение произошло еще в начале прошлого столетия и долгое время жанр находился под сильным влиянием Кабуки - традиционного театра Японии. Дело в том, что отцом основателем дзидай-гэки (и вообще японского кинематографа) считается Сёдзо Макино, управляющий Театра Кабуки в Киото. Он первым начал снимать небольшие исторические картины, актерами в которых, естественно, были актеры "того самого" театра
Признаюсь, мне ужасно хотелось бы глянуть эти кинобоевики, однако невзгоды постигшие Японию в ХХ веке не сохранили ни одной ленты столь раннего периода.
Самым старым из сохранившихся японских фильмов является Дзирайя, ниндзя 1921 года. Наблюдать за беззвучной (фильм немой) эпической битвой театральных джедаев доставляет непередаваемое удовольствие, тем более, в фильме присутствуют шикарные спецэффекты.
С 50-х годов жанр начинает набирать обороты, достигая в 60-е небывалого развития. Снимаются серьезные, по-настоящему сильные классические фильмы, принесшие мировую славу японскому кино. Они оказали влияние на многих режиссеров за пределами Японии и по праву вошли в копилку мирового кинематографа.
В шестидесятые годы в Японию приходят и новые веяния. Ощущая влияние западного кинематографа дзидай-гэки становится более жестким, более циничным и раскрепощенным, что делает его еще более интересным и смотрительным. В 60 — 70-е происходит пик его популярности. Наступают «золотые годы» не только фильмов про джедаев, но и джедаев в них играющих...
Где-то читал, что он обладал совершенным слухом. Сегодня у нас есть уникальная возможность насладиться его неповторимым пением)
А возвращаясь к джедаям из «Звездных войн», наверно, стоит упомянуть, что прообразами самого крутого из них, магистра Йоды, послужили реальные мастера боевых исскуств, хранители настоящих джедайских традиций старых времен:

Давным-давно, в далекой, далекой галактике, задолго до появления, и Джорджа Лукаса, и кинематографа, на затерянных посреди морей и океанов островах, называемых Японией, жили самые, что ни на есть, всамделишные джедаи.
И хотя местные аборигены зачем-то называли наших джедаев самураями, мы, поколение выросшее на «Звездных войнах», не будем им сильно доверять. Да и стали бы вы доверять людям, которые вместо «здрасьте, я ваша тетя», говорят «коничива, я ваша обасан»?

Здрасьте, я ваша тетя!
Как известно, создатель «Звездных войн», старина Лукас, вообщем-то никогда и не скрывал, где он нашел своих космических рыцарей. Еще во время учебы, на него произвели неизгладимое впечатление японские фильмы жанра дзидай-гэки. Так что слово «джедай» — это производное от названия этого самого жанра.
Только, что же такого было в тех самых фильмах, что торкнуло нашего Лукаса так, что он наваял самую эпическую сагу всей мировой кинофантастики?

— … и еще, я хочу чтобы в фильме из моих пальцев вылетали молнии!
— Слушаюсь, Темный владыка!
— Слушаюсь, Темный владыка!
Что делало эти фильмы невероятно популярными тогда и все еще интересными теперь?
Конечно же они, родимые — самураи, то бишь НАСТОЯЩИЕ ДЖЕДАИ!
Д З И Д А Й - Г Э К И
это японская историческая драма, охватывающая времена от становления самурайства в каком-то бородатом году позапрошлого тысячелетия, до 1868 года включительно, когда сословие самураев было упразднено. Дзидай-гэки рисует жизнь самураев, ремесленников и крестьян средневековой Японии. В основном это неспешные фильмы с непременными рассуждениями о долге самурая и его преданности кодексу чести.

Чтобы такая кухня не казалась нам слишком пресной, к дзидай-гэки прилагаются еще пара острых блюд (поджанров). Обычно их подают под одним соусом.
Т Я М Б А Р А - Э Й Г А
(в дословном переводе с японского языка «тям-тям, бара-бара», звукоподражание боя на мечах) — самурайский историко-приключенческий экшн, со сценами сражений и с большим количеством поединков на мечах

К Э Н - Г Э К И
(переводится с японского, как фехтовальная драма) — динамичные фехтовальные фильмы, с героическим содержанием, с показом поединков главного героя и его искусства владеть мечом. По своей структуре и характерным чертам главных героев очень напоминает собой американский «вестерн», благодаря чему этот жанр даже стали называть «истерн».
Вы все еще кипятите?
Все эти жанры-поджанры настолько похожи друг на друга, что совсем не не мудрено в них запутаться. Чтобы легко научиться их различать нам необходимо запомнить простое правило.
Записывайте:
Записывайте:
Если самурай почти весь фильм страдает и нечасто вытаскивает свой меч —
это классический дзидай-гэки.
это классический дзидай-гэки.
Если самурай постоянно вытаскивает свой меч, от чего страдают другие —
это тямбара или кэн-гэки.
это тямбара или кэн-гэки.
А если в фильме, самурая, что бы он ни делал, настойчиво называют джедаем —
то это уже «Звездные войны».
то это уже «Звездные войны».
И главное:
Если самурай или джедай вы сами - это означает, что вы забыли принять свои таблетки…
В отличии от тех же китайцев, обожающих в своих фильмах балетные танцы стилей животных и сказочные полеты на веревочках и канатиках, у японцев все более сурово и жестко. Соперники здесь не пляшут друг перед другом, а бьют сильно и предельно точно. Не для того эти джедаи изнуряли себя длительными тренировками, чтобы долго возится с врагами. Взмах меча, иногда почти незаметный и противник заливается собственной кровью какой-то красной жидкостью.
Когда я увидел свой первый джедайский фильм, а это был культовый Убийца Сёгуна, меня буквально потрясла его нереальная кровавость. И хотя тогда я был еще школьником, мне до сих пор кажется, что это самое кровавое кинище на свете
А теперь старинная самурайская загадка:
Зимой и летом одним цветом?

Красной нитью) через фильмы о самураях проходит тема кровищи...
В эпизоде Отважного Сандзюро для «кровавого фонтана» был использован шоколадный сироп, перемешанный с газированной водой и поданный под высоким давлением. Шланг компрессора был пристегнут к актеру и когда его активировали, он начал так фонтанировать, что актера во всю пытавшегося удержаться в кадре, подняло в воздух и снесло с ног(к сожалению такая замечательная концовка дуэли в фильм не попала)
А теперь старинная самурайская загадка:
Зимой и летом одним цветом?

Красной нитью) через фильмы о самураях проходит тема кровищи...
В эпизоде Отважного Сандзюро для «кровавого фонтана» был использован шоколадный сироп, перемешанный с газированной водой и поданный под высоким давлением. Шланг компрессора был пристегнут к актеру и когда его активировали, он начал так фонтанировать, что актера во всю пытавшегося удержаться в кадре, подняло в воздух и снесло с ног(к сожалению такая замечательная концовка дуэли в фильм не попала)

Как и подобает настоящим фильмам про настоящих джедаев играли в них только настоящие джедаи. Ну, или почти) Так что, если дальше меня будет плохо слышно, то это только потому, что я произношу их имена шепотом…

Пусть вас не обманывает добродушный взгляд, с виду обычного японского мужика, который безмятежно заливается пивом. Сейчас он его допьет, тихо поставит пустой бокал и займется своим любимым делом: сначала даст пендюлей всем плохим парням, а потом… и всем хорошим. Почему и хорошим? Потому что это —
Т О С И Р О М И Ф У Н Е

Тосиро смотрит на тебя, как на макивару
Во время съемок этот чувак мог запросто надавать хороших тумаков… своим партнерам, чем вызывал у них крайнее недоумение. Рука у него была тяжелая, поэтому его боялись и недолюбливали.
Например, в этом эпизоде Тосиро бил своих партнеров по настоящему, что, как и видно в фильме, неслабо их удивило
Во время прослушивания на его первую роль, один известный режиссер предложил будущему актеру изобразить различные формы гнева и через пять минут едва не пожалел о своей просьбе. Мифунэ обрушил на него такую волну негатива, что половина комиссии сразу же решила его забраковать. «Этот человек — грубый и наглый псих», — таково было общее мнение

Но, несмотря на свой жуткий характер, Мифуне, стал очень известен и популярен, в том числе и за пределами островов. Благодаря взрывному характеру, ему очень хорошо удавались роли в которых его герой спокойно загонял целые стада отъявленных негодяев и отбитых отморозков, рубая их на лево и на право.
И когда в начале семидесятых его пригласили сняться в Красном солнце, Мифуне, как мы видим, не стал изменять себе и здорово навалял «дяде» Чака Норриса — самому Чарльзу Бронсону!
А вот кого Мифуне уважал, так это
Ё С И О С У Г И Н О

Его имя вы вряд ли найдете в титрах, хотя он и принимал самое непосредственное участие в создании фильмов, только оставаясь за кадром. Дело в том, что Ёсио Сугино не просто прикольный бородатый японский дедушка, а самый что ни на есть аутентичный джедай — великий сэнсэй Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю одной из древнейших существующих на настоящий момент школ традиционных японских боевых искусств и древнейших из комплексных систем боевых искусств Японии, и при желании, даже в свои девяносто лет мог запросто оформить и самого Мифунэ и всю съемочную группу вместе взятую.
Такой вот легендарный человек ставил сцены боев в фильмах с Тосиро Мифуне и был его учителем. Наверное поэтому, эти фильмы до сих пор смотрятся неимоверно круто и не менее привлекательней чем тогда.
Т А Ц У Я Н А К А Д А Й
Тацуя попал в кинематограф прямо из-за прилавка магазина модной одежды, причем сразу на главную роль. И это не удивительно, ведь он и по сей день обладает фантастической харизмой.
Он единственный из всех представленных сегодня джедаев, кто жив до сих пор, являясь живым классиком Великого Японского кино.
Он единственный из всех представленных сегодня джедаев, кто жив до сих пор, являясь живым классиком Великого Японского кино.
Р А Й Д З О И Т И К А В А
Великолепный актер, к сожалению рано ушедший из жизни, но успевший внести очень серьезный вклад в развитие дзидай-гэки.
Признаюсь, мне ужасно хотелось бы глянуть эти кинобоевики, однако невзгоды постигшие Японию в ХХ веке не сохранили ни одной ленты столь раннего периода.
Самым старым из сохранившихся японских фильмов является Дзирайя, ниндзя 1921 года. Наблюдать за беззвучной (фильм немой) эпической битвой театральных джедаев доставляет непередаваемое удовольствие, тем более, в фильме присутствуют шикарные спецэффекты.
С 50-х годов жанр начинает набирать обороты, достигая в 60-е небывалого развития. Снимаются серьезные, по-настоящему сильные классические фильмы, принесшие мировую славу японскому кино. Они оказали влияние на многих режиссеров за пределами Японии и по праву вошли в копилку мирового кинематографа.
В шестидесятые годы в Японию приходят и новые веяния. Ощущая влияние западного кинематографа дзидай-гэки становится более жестким, более циничным и раскрепощенным, что делает его еще более интересным и смотрительным. В 60 — 70-е происходит пик его популярности. Наступают «золотые годы» не только фильмов про джедаев, но и джедаев в них играющих...
Одним из самых крутых и популярных джедаев этого периода был
С И Н Т А Р О К А Т С У

В 2003 году Такеши Китано снял Затоичи — фильм о слепом массажисте мастерски владеющим клинком, за который получил кучу каких-то наград. Теперь у современного зрителя Затоичи плотно ассоциируется с Такеши и мало кто вспомнинает о 26(!)фильмах, которые существовали до Китано. Играл в них, как вы уже догадались, Синтаро Катсу.
Чтобы понять кто такой Такеши для «Затоичи», представьте себе, что во втором «Терминаторе» вместо Шварца играет… Брюс Виллис, да еще и выкрашенный пергидролем, да еще в концовке оказывается, что он и не робот вовсе. Нет, я ничего не имею лично против Брюса, крутой клёвый дядька и все такое, но — ЭТОЖ, ВАШУМАШУ, ТЕРМИНАТОР, ЛЮДИ!
Синтаро Катсу — вот Затоичи Всех Времен и Народов!
Еще он прославился культовой ролью просто очаровательно эпического персонажа по имени Ханзо-Клинок - неподкупного стража порядка старой Японии.
Этот джедай был настолько суров, что придумал свои методы расследования. Правда «слегка» необычные: для подозреваемых женщин у него всегда находился весомый аргумент, в виде огромного, хорошо закаленного и натренированного… мужского достоинства

Ти признайся мені...
Синтаро был неисправимым мачо не только на экране, но и в жизни. Среди его любовниц, кстати, была и Минэко Ивасаки — самая крутая гейша за всю историю Японии. Помните, был такой фильм Мемуары гейши — это как раз ее история.
Синтаро был неисправимым мачо не только на экране, но и в жизни. Среди его любовниц, кстати, была и Минэко Ивасаки — самая крутая гейша за всю историю Японии. Помните, был такой фильм Мемуары гейши — это как раз ее история.

Не менее колоритной личностью был старший брат Синтаро —
Т О М И С А Б У Р О В А К А Я М А

Иены есть? А если проверю?
Как и подобает настоящему джедаю обладал многими талантами — от пения до фехтования. Обладал (по разным источникам) то ли четвертым, то ли пятым даном дзюдо, был мастером кэндо и иайдо и являлся лучшим фехтовальщиком всего японского кинематографа.
Вот его уже побаивались не только другие актеры, но даже и режиссеры, в чьих фильмах он снимался…
Вот его уже побаивались не только другие актеры, но даже и режиссеры, в чьих фильмах он снимался…
Для трюков с поединками на мечах он никогда не использовал дубляж, и чтобы создавать неповторимые и запоминающиеся моменты в своих фильмах, постоянно рисковал своей жизнью.
Широкую известность и невероятную популярность ему принесла роль Огами Итто — ронина 17 века, бывшего палача, крутейшего мастера меча и убийцы сёгуна.
Большой, нечесаный, упитаный суровый мужик своей внешностью совсем не тянет на героя в нашем понимании, но если вы сомневаетесь в состоятельности такого героя, то вам обязательно стоит посмотреть на Вакаяму в "Одиноком Волке и и его ребенке" (или как там еще он называется)
Не могу здесь не привести такой вот офигительный отзыв о нем:
В худших ролях он откровенно переигрывал, в лучших — привносил в игру страсть и жизненную силу, целиком вживался в образ и мог быть убедительным даже в тех фильмах, где его персонаж был плохо прописан. Его магнетизм придавал мощный заряд энергии самурайским и криминальным фильмам. В сегодняшнем кино Японии подобных ему нет, и я сильно сомневаюсь, что в ближайшем будущем появится достойный преемник Вакаямы
Где-то читал, что он обладал совершенным слухом. Сегодня у нас есть уникальная возможность насладиться его неповторимым пением)
А возвращаясь к джедаям из «Звездных войн», наверно, стоит упомянуть, что прообразами самого крутого из них, магистра Йоды, послужили реальные мастера боевых исскуств, хранители настоящих джедайских традиций старых времен:
С О К А К У Т А К Е Д А
(рост 150 см) — великий основатель одной из школ Дзю-дзюцу, известной как Дайто-рю Айки-дзюцу Существует реальная история о том, что Такэда подрался с 50 дорожными рабочими и вышел из этой схватки невредимым

Г О Д З О С И О Д А
(рост 154 см) — легендарный основатель стиля Ёсинкан айкидо, утверждавший, что проверить, действительно ли работает ваше айкидо, можно только в ситуациях, когда речь идёт о жизни или смерти.

М О Р И Х Э Й У Э С И Б А
(рост155см) — легендарный создатель Айкидо, владевший (как утверждают) техникой бесконтактного боя, был одним из самых крутых мастеров боевых исскуств ХХ века.

Кроме небольшого роста и совершенного владения системой боя, этих джедаев роднит с Йодой то, что все они были прирождёнными учителями, посвятившими свои жизни следованию пути военного искусства
Ну, а если вы все еще считаете, что истинных джедаев следует искать только на Корусанте, то вот вам тест на внимательность. Найдите, как говорится, три отличия

Для тех, кто в танке:
1. Афроджедай
2. Борода Кеноби
3. Аналоговые мечи
Для тех, кто в подводной лодке:
Этих двое, а тех трое
1. Афроджедай
2. Борода Кеноби
3. Аналоговые мечи
Для тех, кто в подводной лодке:
Этих двое, а тех трое

Хотя я все-таки должен признать, что самого крутого джедая, я видел не в дзидай-гэки и не в «Звездных войнах», а в фильме уже упоминаемого мной Такеши Китано. И это я считаю как-то не справедливо.
Сайонара!
Сайонара!
Немає коментарів:
Дописати коментар