середа, 20 лютого 2013 р.

Черная эксплуатация / Blaxploitation

Йо, мен! Ты слышал о тяжелой судьбе американских нигеров? В это трудно поверить, но были когда-то такие времена, когда черных в американском кинематографе играли… загримированные белые. Расовая дискриминация, существовавшая в американском обществе до середины XХ века, существовала и в американском кинематографе, который долгое время старательно избегал показывать "недочеловеков" в кино. А если чернокожие актеры иногда и появлялись, то лишь эпизодически и как правило в роли отрицательных героев.
Но в 60 –е годы прошлого столетия, вместе с усилением борьбы за гражданские права черного населения, оно, это самое население, все чаще стало появляться на киноэкранах. Что в итоге дало толчок к зарождению такого угарного и культового явления семидесятых, как BLAXPLOITATION.
Attention:
Этот пост полон нездоровой любви ко временам, когда приличным считалось носить на голове кусты, одеваться как клоуны и ездить на автобусах, прикидывающихся легковушками. 

Итак, Blaxploitation.
Чтобы понять, что это такое, прежде всего надо знать, что такое семидесятые. А это — 
вот такие прически:
вот такие прикиды:
вот такие тачилы:
ну, или такие:
и вот такие танцы:
А теперь представьте, какие фильмы тогда снимали… 
Представили?
Вот это и будет настоящий blaxploіtation.

Слово Blaxploitation произошло от слияния двух слов «black» (чёрный) и «exploitation» (эксплуатация) и обозначает жанр кинематографа.  В киноиндустрии термин «эксплуатация» означает вовсе не рабское использование актеров киностудией (как бы ей этого и не хотелось), а отображает суть «эксплуатируемой» фильмом темы. 

Например:
Warsploitation — это стереотипные военные боевички про Вьетнам, Камбоджу, Афганистан и т.д.
Sexploitation — ну, тут как-бы все понятно)
Nazisploitation / Ssploitation — брутальное садо-мазо на фоне нацистских атрибутов, происходящее где-нибудь в концлагере, тюрьме или гестапо(Охо-хо!)

Объяснять какую тему эксплуатирует «черная эксплуатация», думаю, не стоит))
Главная фишка blaxplotation заключалась в том, что черные актеры и "черные" истории, наконец-то, вышли на передний план. В семидесятые годы, когда черное население Америки уже не просто созрело иметь своих героев, а активно требовало их появления, кинематограф их дал… Да еще каких!

С экранов кинотеатров посыпались такие крутые мазафакеры, что этот жанр получил популярность не только у черного населения, но и у остальных зрителей тоже, и не только в Америке.
В большинстве своем это были крутые, но положительные типы — частные детективы, полицейские, агенты спецслужб, которые боролись с несправедливостью этого мира. Но даже если это был и драгдилер, то он обязательно хотел выйти из игры и противостоял коррумпированой "белой" полиции, а если сутенер — то это был просто четкий нигер))
И если криминальные боевики были не новы для Америки, то новым стало появление именно чернокожихих героев, которые привнесли в кинематограф свой особый колорит и ту чумовую негритянскую культуру 70-х, которая даже спустя столько времени все еще изрядно доставляет.

Хотя, что касается времени, то, пожалуй, оно идет blaxploitation на пользу. Забавно, что те недоработки или огрехи, которые были видны в 70-е и считались недостатками blaxploitation, смотрятся сейчас его достоинствами и идут этим фильмам только в плюс.

Как и остальные жанровые фильмы, blaxploіtation были дешевы в производстве и демонстрировались в грошовых кинотеатрах — грайндхаусах. 

И хотя период расцвета этого жанра пришелся на начало семидесятых, blaxploitation иногда снимают и сейчас. Многие современные режиссеры вдохновлялись и вдохновляются blaxploitation, а некоторые являются его преданными поклонниками. Тот же Тарантино отметился в этом жанре несколькими фильмами, задействовав в одной из своих картин самую одиозную актрису blaxplotation семидесятых — Пэм Гриер 

Одной из главных состовляющих успеха blaxplotation стала реклама и раскрутка(промоушн). Все фильмы, которые называют эксплутационными, завлекают зрителя сенсационной рекламой и яркими постерами. Качество фильма здесь всегда было вторично, поскольку главное для кинопродюсеров — привлечь зрителя.

Лично я попался на эту удочку))





Грузовик Тернер, 1974 
охотник за головами и обладатель самого длинного ствола в кинематографе


Джонс — Черный пояс, 1974 
лучший афрокаратист планеты

Шафт, 1971 

самый крутой частный детектив от Гарлема до Африки

Клеопатра Джонс, 1973 
прекрасная суперагент, гроза наркомафии

Фокси Браун, 1974 
шикарнотелая мстительница

Лично для меня степень крутости этой рекламы просто зашкаливает. Любите ли вы старые трейлеры, как люблю их я? ))

И вы еще не стали поклонником blaxploitation?
Тогда я должен открыть вам еще один секрет его популярности.
Это — музыка.
Ни один другой жанр кинематографа не может похвастаться такими угарными саундтреками и тем влиянием, которое они оказали на музыкальную культуру целого десятилетия. Первоклассный олдскульный фанк и жирный грув являются визитной карточкой blaxploitation movie.
Curtis MayfieldJames BrownHerbie HancockIsaac Hayes — такие вот динозавры писали музыку к фильмам этого жанра, и, честно говоря, для меня это одно из главных составляющих любви к blaxploitation.
Отличная музыка, колоритные, харизматичные герои и стильная подача — являлись изюминкой blaxploitation, служили залогом его популярности и были причиной обретения им культового статуса.

Даже создатели знаменитой кино-франшизы о Джеймсе Бонде, не смогли избежать "черной" истерии и в 1973 году сняли очередную ленту о приключениях суперагента в жанре blaxploitation. Такая вот была популярность.

И, конечно же, не будем забывать о том, что эти фильмы сделали для чернокожих актеров. Сегодня, когда мы имеем возможность лицезреть умные лица)) Дензела ВашингтонаУилла Смита или Лоренса Фишбёрна играющих в многомиллионных блокбастерах, мы помним, что это происходит лишь благодаря тому прорыву, который когда-то совершили в кинематографе для белых, дешевые негритянские фильмы.

Кстати, будущий Морфеус начиналал свою кинокарьеру именно с blaxploitation. В четырнадцатилетнем возрасте он сыграл в фильме "Cornbread, Earl and Me"


 У blaxploitation существует множество подразделов — криминальное кино, экшн, боевые искусства, вестерны, фильмы ужасов, комедии, драмы, музыкальные фильмы.
Так, что если вы ненароком решите глянуть какой-нибудь blaxploitation, то вы всегда сможете подобрать жанр, который вам будет ближе.

Лично я поклонник далеко не всех фильмов. Как и везде, здесь тоже встречаются скучные и малоинтересные картины. Но есть такие, которые я с удовольствием буду пересматривать еще не один раз. Думаю каждому, кто интересуется blaxploitation, знакомы названия:

Хлопок прибывает в Гарлем / Cotton Comes to Harlem, 1970

Шафт / Shaft, 1971

На той стороне 110-й улицы / Across 110th Street, 1972

Суперфлай / Super Fly, 1972

Детройт 9000 / Detroit 9000, 1973

Фокси Браун / Foxy Brown, 1974

Грузовик Тернер / Truck Turner, 1974

Джонс - черный пояс / Black Belt Jones, 1974

Красотка Шиба / Sheba, Baby 1975

И даже современный

Черный динамит / Black Dynamite, 2009

Определенно,  это отличное кино! И пусть сегодня у blaxploitation нет былой популярности, тысячи раз не правы те, кто утверждает, что время этих фильмов прошло. Пускай в современном мире засилья 3D и блокбастеров у кинозрителей пренебрежительное отношение к малобюджетным картинам, но знаете в чем прелесть  B-Movies? Когда от фильма ничего не ожидаешь, удивить он может только в хорошую сторону.

И еще, Blaxploitation - это хорошая возможность окунуться в атмосферу семидесятых и почувствовать себя посетителем настоящего кошерного грайндхауса. Но главное это то, что "черная эксплуатация" — это, в первую очередь ДРАЙВ, УГАР И ВЕСЕЛЬЕ!
По крайней мере, для меня...ну, и для Грузовика Тернера тоже ))




Немає коментарів:

Дописати коментар